Кто такие СЮНы и зачем они нам нужны

12.10.2018

В Институте Цитологии и генетики СО РАН прошла Вторая Сибирская межрегиональная конференция «Проектно-исследовательская деятельность в юннатском движении». Мероприятие было организовано при содействии Департамента природных ресурсов и окружающей среды Новосибирской области, представители которого не только финансируют, но и принимают активное участие в конференции.

Структура мероприятия включала в себя несколько разных блоков. Так, преподаватели и кураторы юннатских организаций принимали участие в обсуждении следующих проблем: ведение учебного процесса, программы подготовки кадров, финансирование и т.п. А для детей был составлена культурная программа, в рамках которой ребята могли посетить Ботанический сад и живой уголок Лаборатории экологического воспитания (ИЦиГ). Кроме того, на второй день конференции юные исследователи выступали с научными докладами, а затем проводилось награждение лучших выступлений.

Главная цель мероприятия заключалась в том, чтобы дать возможность руководителям СЮНов обменяться опытом и обсудить свои проблемы с учеными и представителями Департамента природных ресурсов.

Напомним, что сами станции юных натуралистов занимаются воспитанием экологической культуры и обучением детей основам научной деятельности. СЮНы ставят перед собой задачу выбрать заинтересованных в биологических направлениях школьников и ориентировать их с профессиональной точки зрения.

Работа в лаборатории экологического воспитания начинается чуть ли не с младенчества: сюда принимают детей приблизительно с 5-6 лет. Однако наиболее представлена начальная и средняя школа, существуют также специализированные группы углубленного изучения для старшеклассников.

Для малышей организован кружок «Мир вокруг нас», где их знакомят с природными явлениями, со сменой сезонов года, рассказывают об интересных фактах из жизни животных и растений, проводят экскурсии в живой уголок, чтобы ученики могли пообщаться с животными. Для учащихся средней школа программа уже немного сложнее: ребятам читают курсы по основам экологии, зоологии, ботаники. Кроме того, каждое лето дети выезжают в научную экспедицию на полевые работы: они собирают информацию, готовят проекты, а затем уже докладывают о результатах на научно-практических конференциях.

Поскольку лаборатория экологического воспитания – это отдельное подразделение ИЦиГа, там работают педагоги дополнительного образования, однако часто приглашаются научные сотрудники различных институтов, которые ведут отдельные курсы для старшеклассников.

Профориентация школьников необходима не только для облегчения обучения в школе и последующего поступления в университет. Подобные занятия дают детям возможность раскрыть в себе настоящего биолога. Поначалу интерес к биологии обусловлен любопытством, но затем ребята увлекаются, начинают проявлять инициативу, заниматься  собственными исследованиями.

К слову сказать, на начальных этапах научной деятельности школьники действительно участвуют во вполне серьезных проекта. Так, в ИЦиГе есть проект по генетике кошек, где в первую очередь необходимо собрать информацию об окраске кошек в разных регионах. Такую работу запросто может сделать ребенок средней школы: он фотографирует, с помощью специальной таблички-определителя выясняет, какие гены есть у этой кошки, затем выкладывает на сайт фотографию и свои результаты. Если ребенок допустил ошибку, то специалист всегда сможет поправить данные (прим.: подобные работы в большей степени рассчитаны на школьников из малых населенных пунктов и других регионов, поскольку в Новосибирске все давно изучено).

Основная проблема юннатских движений заключается в отсутствии тесных связей между ними и научными организациями. Есть множество исследователей, которые хотели бы поработать с детьми, однако достаточно сложно найти какие-то точки соприкосновения.

Как сообщили организаторы конференции, в ближайшее время будет составлен первичный каталог научных организаций, которые намерены сотрудничать с юннатами. Нужно отметить, что существуют разные уровни работы с детьми: можно непосредственно заниматься педагогической деятельностью, вести кружки, группы, занятия и т.п. В то же время кто-то предпочитает в определенном отношении консультировать руководителей курсов, т.е. курировать обучение, а кто-то работает консультантом у педагогов. Есть много сотрудников, которые судят олимпиады, помогают с подготовкой научных мероприятий. И на самом деле среди ученых есть большое количество людей, которые хотят работать с детьми, поскольку воспитывать подрастающее поколение специалистов не только важно, но и весьма увлекательно.

Маргарита Артёменко

Редакция благодарит за сотрудничество к. б. н. Т. Ю. Баймак, пресс-секретаря ИЦиГ СО РАН.

11 ноября 2014

Взято с сайта: https://academcity.org/content/kto-takie-syuny-i-zachem-oni-nam-nuzhny

Comments Off on Кто такие СЮНы и зачем они нам нужны

Комментирование закрыто.

Институт цитологии и генетики СО РАН